Банки – это не единственные участники рынка ипотечного кредитования. Как минимум, есть еще и другие организации, которые выдают займы, а не кредиты, на покупку жилья: к ним относятся операторы АИЖК, различные агентства по ипотечному кредитованию, корпорации ипотечного кредитования, ипотечные центры. Но это только кредиторы. А есть еще оценщики, страховщики, ипотечные брокеры, риэлторы, Росреестр и многие другие.
Для чего заемщику знать участников этого рынка? Это расширяет горизонт выбора программ среди банков и небанков, а значит, увеличивает возможность взять кредит по наиболее выгодной ставке. А как максимум – это позволяет прекрасно ориентироваться на этом рынке, знать, чьи услуги дороже, а чьи дешевле, понимать, чья репутация при работе с заемщиком лучше, а чья хуже, а также представлять себе стоит ли обращаться к различным посредникам и для чего.
Смысл знания участников системы еще в другом. Заемщику следует отчетливо понимать интерес каждой группы участников в процессе выдачи ипотечного кредита и соотнести данный интерес со своей целью. Ведь цель заемщика – получить наименьшую ставку по кредиту плюс еще ряд преимуществ. А какова цель банков?
Не стоит удивляться, что цель банка продать продукт по наиболее высокой ставке. А какова цель ипотечных брокеров? Найти лучшую программу или порекомендовать банк, с которым у брокера сложились неплохие отношения? Стоит ли упоминать про цель некоторых недобросовестных частных риэлторов, которые берут деньги якобы за сопровождение ипотечного кредита, а на самом деле ни за что. За них всю работу выполняет заемщик и банк. Аналогичные вопросы могут возникнуть и по страховым компаниям, и по оценщикам.
Конечно, это не совсем так, а лучше сказать совсем не так (надеемся, указанные участники рынка нас поймут правильно). Все эти участники нужны и выполняют определенные полезные функции. К примеру, банки не стремятся продать дорогие продукты, а разрабатывают разные ипотечные программы, которые наиболее выгодны для определенных групп заемщиков. А ипотечные брокеры реально помогают заполнить заявку на кредит.
Приведенные примеры намеренно искажены до абсурда, чтобы прояснить для заемщика важность собственного критического переосмысления получаемой информации. Зачем переплачивать или попадать в руки мошенников?
Надо изначально понимать, что цели у участников рынка разные и эти цели не всегда соответствуют целям заемщика. Причем разные цели могут быть и внутри одной группы участников. Допустим, небольшие банки могут предлагать более выгодные условия, чем крупные, так как это единственный для них шанс остаться на рынке. А крупные банки могут предлагать дорогие продукты, либо наоборот.
Компании, работающие кредитованием под залог недвижимости, нередко могут помочь людям, у которых возникли временные трудности с получением нового кредита в банке из-за существующих просрочек по другим кредитам, однако в целом они могут успешно закрыть старые долги и оплачивать один заем с посильным ежемесячным платежом. То есть нужно правильно определиться с целями и инструментами.
Комментарии: